В этой теме 66 ответов, 65 участников, последнее обновление  Удодова Татьяна 4 мес. назад.

  • Автор
    Сообщения
  • #306

    atlena@yandex.ru
    Модератор
  • #325

    Изучение обществознания в образовательных организациях должно соответствовать основным характеристиками современного образования, таким как непрерывность, открытость, ориентация на системно-деятельностный подход. В Гл. V Основные направления реализации Концепции говорится, что структура учебного предмета «Обществознание» должна содержать модульный принцип построения и может быть рассчитана на 7-11 классы, что позволит обеспечить синхронизацию с учебными предметами «История» и «География». Поэтому считаю, что «Обществознание» необходимо изучать с 5 класса для обеспечения необходимой непрерывности в образовательном процессе и взаимосвязи с другими гуманитарными предметами. Необходимо сохранять линию «начальная школа — основная школа — средняя школа»: на первой ступени ребенок получает общее представление о мире и социуме, на второй он постигает основы и чем раньше он к этому приступит, тем продуктивнее будет усвоение знаний, а уже на последней ступени он получает углубленное знание по предмету, необходимое ему для сдачи государственных экзаменов. Согласна с тем, что 11 класс целесообразно посвятить современным вопросам, проблемам и перспективам российского государства и общества.

  • #335

    Белякова Ирина
    Участник

    По моему мнению, предмет «обществознание» является обязательным для изучения. При этом считаю целесообразным начинать его изучение с 5 класса с целью обеспечения процесса непрерывной социализации школьников. Кроме того, не вижу необходимости в переходе с концентрической системы преподавания на линейную систему. Также следует обратить внимание на то, что согласно рекомендованному в Концепции порядку изучения модулей, обучающиеся уходят из 9 класса, не изучив основы государственного устройства и законодательства, что является недопустимым.Соглашусь с мнением о том,что 10-11 классы следует посвятить изучению предмета на профильном уровне и подготовке к итоговой государственной аттестации.

  • #333

    Варюхина Римма
    Участник

    Я тоже считаю, что курс «Обществознания » нужно вести с 5 класса. В начальной школе дети заканчивают курс «Окружающий мир», где знакомятся с азами обществознания. Поэтому его нужно продолжать дальше, чтобы сохранять преемственность

  • #346

    Матвеев Андрей
    Участник

    Обществознание — это уникальный предмет, сочетающий в себе знания из самых разных областей. Это делает его одновременно интересным и сложным. Я считаю, что создаваемая концепция модернизации содержания и технологии преподавания обществознания позволит повысить качество образования в нашей стране, уберет излишнюю перегруженность из учебников и привнесет больше творческих элементов.

  • #344

    Шитова Любовь
    Участник

    Соглашусь с коллегами о необходимости изучения курса «Обществознания » с 5 класса.Считаю, что в старшей школе необходимо изучение на профильном уровне с отдельным изучением курсов «Право» и «Экономика.»

  • #342

    Русяев Сергей
    Участник

    Полностью поддерживаю предыдущих участников форума, и хотелось бы выразить свое мнение по поводу содержания курса. Мне кажется,что при изучении курса обществознания, как и в предпринимаемой сейчас попытке реформирования исторического образования, необходимо как можно быстрее перейти к единой системе учебников. Ведь сегодня получается так, что не только содержание, но и даже терминология в разных линиях учебников не всегда совпадает. Единство учебников особенно важно при сдаче ЕГЭ, ведь очень часто задания ориентируются на какую-либо одну линию учебников, и если в определенной школе с этой линией не работают, то их просто невозможно выполнить правильно. Вернее, по сути ответ может быть правильным или близок к нему, а в «прокрустово ложе» проверочного ключа не подойдет. Еще, на мой взгляд, необходимо, чтобы содержание этих учебников как можно больше перекликалось с содержанием учебников истории на всех ступенях, ведь именно предметная область «История» — ближайший спутник обществознания. В этом случае знания будут более устойчивыми. Вспомните советскую школу: ведь там это было, и называлось — межпредметные связи. Даже учебники литературы по хронологии совпадали с учебниками истории. А сегодня новый термин «метапредметность» упоминается везде и всюду, а ученику пятого класса в начале года невозможно объяснить счет лет до нашей эры, так как они еще не знакомы с отрицательными числами и не понимают, как это восстание Спартака началось в 73, а закончилось в 71. То же касается и истории с обществознанием. Они должны идти в теснейшей связке, а сегодняшних учебниках это проявляется, к сожалению, не всегда.

  • #350

    В ПРОЕКТЕ СТРУКТУРЫ КОНЦЕПЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ НАЧИНАЮТ ИЗУЧАТЬ С 7 КЛАССА. Я ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЮ СВОИХ КОЛЛЕГ В ТОМ, ЧТО КУРС ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НАДО НАЧИНАТЬ ИЗУЧАТЬ С 5 КЛАССА. КАК СКАЗАНО ВЫШЕ, ДЕТИ УЖЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ИЗУЧАЮТ ОСНОВЫ КУРСА И НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРЕРЫВАТЬ И ДЕЛАТЬ ПЕРЕРЫВ ДО 7 КЛАССА. ТАКЖЕ Я СОГЛАШУСЬ С ТЕМ, ЧТО В 11 КЛАССЕ НАДО БОЛЬШЕ УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ И ТРУДНЫМ ВОПРОСАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНТЮ.

  • #352

    Безусловно то, что концепция как основной документ нацеливающий учителя на главное в преподавании предмета обществознания необходим сегодняшней школе. Но думаю, что подобный документ должен быть детально проработан с учетом мнения учителей -практиков. В связи с этим хотелось бы высказать своё мнение по поводу проекта концепции. Во-первых, соглашусь с коллегами о необходимости преподавания курса обществознания с 5 класса. Необходимо соблюдать преемственность с начальной школой, где изучается предмет окружающего мира. По моему в этом есть неоспоримая логика. Во-вторых, я не согласна с распределением тем по классам курса обществознания. Изучение предмета происходит в разные возрастные периоды учащихся. Мировоззрение и степень восприятия материала семиклассника отличается от девятиклассника и уж тем более старшеклассника. С учетом того, что учащиеся выбирают предмет обществознания для сдачи ОГЭ или ЕГЭ, возникнут проблемы с подготовкой к экзаменам по отдельным модулям. И опять логичней было бы нанизывать как на спираль знания всех блоков, учитывая возрастные особенности учащихся и доводить их до требований ОГЭ или ЕГЭ (9 или 11 кл.). В-третьих, соглашусь, что деятельностный подход в сочетании с проблемным преподаванием и активным использованием проектов для усвоения предмета обществознанию необходим. Предмет связан с жизнью и учащимся более доступно и понятно изучать его именно таким образом. Ну и не могу не сказать о личном опыте преподавания предмета обществознания по учебникам ОС «Школа 2100». На мой взгляд, данная образовательная система многое из того, что обсуждается нами сегодня уже проверила на практике.

  • #355

    Планкина Елена
    Участник

    Я считаю, что преподавание обществознания нужно вводить 5-6 классах, так как этот курс является определённым звеном между предметами, которые преподавались в начальной школе и основной. Я думаю, что именно в этих классах нужно рассматривать вопросы семьи и гендерных отношений, а также вопросы о своей стране и малой Родине, Морали.В 8 классе больше вопросов социологии и Конституции России. В 9 классе-Экономика и Право.В старших классах углубленное изучение Политологии, Философии, Экономики и Право.

  • #357

    Спирина Жанна
    Участник

    Изучение обществознания должно быть непрерывным с 5 по 11 класс. В старших классах, а именно: 9-11 обществознание должно преподаваться только на профильном уровне. Это связано с подготовкой учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. В связи с этим, возникает необходимость увеличить количество часов на изучение обществознания с 8 класса, а может быть даже и с 7. Хочется отметить, что количество часов с 6 по 9 класс (а именно, 1 час в неделю) недостаточно для подготовки к ОГЭ.

  • #362

    Полностью согласна с коллегами о необходимости изучать обществознание с 5 класса из-за возрастающей роли значимости предмета в образовательном процессе.

  • #364

    Лачина Татьяна
    Участник

    Преподавание предмета «Обществознание» не может отказаться от определенных ценностей и ориентиров формирования жизненных принципов на основной ступени развития обучающихся.Поэтому,считаю что предмет «Обществознание» необходим с 5 класса с целью сохранения преемственности,продолжения изучения курса»Окружающий мир». При этом выстраивание курса «Обществознание» могло бы носить уровневый характер(определенный уровень -ведущий на определенной ступени развития)

  • #366

    Грошева Нина
    Участник

    В настоящее время возросла роль значимости предмета «Обществознание» в образовательном процессе.Практически 90% обучающихся выбирают данный предмет для итоговой государственной аттестации, ошибочно полагая, что справятся. Но мы с вами видим, что баллы из года в год все ниже. Поэтому я соглашусь с коллегами в необходимости изучения предмета на углубленном уровне уже с 9 класса.

  • #369

    Жаркова Нина
    Участник

    Полностью поддерживаю своих коллег в том, что обществознание должно изучаться с 5 класса. Не могу не согласиться с тем, что должна быть единая система учебников. Некоторые учебники в старших классах написаны «сверхакадемическим» языком. К сожалению, не все дети вундеркинды, поэтому многие термины им трудно понять. Даже терминология в разных учебниках не всегда совпадает. Считаю необходимым увеличить количество часов на уроки обществознания в 8-9 классах, чтобы подготовиться к ОГЭ. Одного часа в неделю явно недостаточно. В 10-11 классах больше внимания уделять подготовке к ЕГЭ и наиболее сложным вопросам обществознания.

  • #371

    Обществознание-предмет, помогающий молодому поколению жить в обществе, взаимодействовать друг с другом, поэтому роль данной школьной дисциплины трудно переоценить.При преподавании этого предмета возникает много сложностей, так как он включает в себя разнообразные области общественной жизни.Необходимо создание единой линии учебников, которая соответствовала бы требованиям, предъявляемым при Государственной итоговой аттестации.

  • #373

    Янгличев Варис
    Участник

    Я также согласен с мнением о том, что обществознание нужно преподавать с 5-6 класса. В значительной степени именно в обществознании формируется и политическая, и правовая культура школьников, формируется их осознание ценности и значения закона, права, и, конечно, базового правового документа – Конституции России. Специфика этого предмета в том, что он дает подросткам представление об окружающем обществе, правилах и нормах, принятых в нем, помогает школьникам социализироваться, приобщиться к ценностям правового государства. Среди учащихся обществознание достаточно популярный предмет, многие выбирают его в качестве ЕГЭ, поскольку уверены, что подготовка по общественным дисциплинам поможет им в дальнейшей учебе.

  • #452

    Горина Любовь
    Участник

    Соглашусь с коллегами о необходимости изучения курса «Обществознания » с 5 класса.Кроме того необходимо увеличить количество часов в 9 классе, так как 1 часа явно недостаточно для качественной подготовки детей к ОГЭ.

  • #454

    Соглашусь со всеми идеями, упомянутыми выше. Особенно хочу остановиться на количестве часов. Обществознание фактически стало обязательным предметом при поступлении в нетехнические ВУЗы, а количество часов в непрофильных классах явно недостаточно.

  • #456

    Считаю курс «Обществознание» одним из важнейших и для общества и для государства, поскольку формирует гражданственность, идентичность , а без четкого понимания процессов происходящих в обществе невозможно быть гражданином. Считаю, что начинать изучение курса необходимо с 5 класса, не приветствую переход на линейную систему, так как изучение определенных модулей только в 7,8,9 классах приведет к тому, что ученики забудут его к концу 11, кроме того семиклассник, например, не может в полном объеме понять модуль «Социальные отношения», а как без социальных процессов понимать экономику и политику, которые он будет изучать в старшей школе. Кроме того переход на линейную систему приведет к следующему: 1) выпускники девятых классов не смогут нормально сдать ОГЭ, кроме того ушедшие из ОУ не получат необходимых им в жизни знаний. 2) в Примерной программе к ФГОС СОО обществознание не является обязательным базовым предметом ( в отличие от истории), получается, что дети, выбравшие, например, технический профиль, где нет обществознания тоже останутся без знаний по экономике и политике. Неужели нашему государству и обществу не нужны грамотные участники экономических процессов и избиратели?

  • #458

    Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Необходимо изучать с 5 класса. Недостаточно часов в 9 классе.

  • #464

    Работаю в сельской школе, преподаю обществознание в 5-11 классах. Хотелось бы побольше часов, хотя бы в 8-9 классах, т. к. идёт подготовка к ОГЭ, много учащихся выбирает экзамен для сдачи в 9 классе, а времени для подготовки недостаточно.

  • #463

    Дзюина Надежда
    Участник

    Современный мир меняется очень быстро. Меняется школа. Самые радикальные изменения коснулись в первую очередь истории и обществознания. Радует, что на современном этапе развития школы именно обществознанию уделяется такое внимание. Считаю, что данный предмет нужно вводить с 5 класса. Ведь главная цель уроков обществознания это социализация личности.

  • #461

    Хотелось бы процитировать фрагменты представленной концепции. Так на первом месте в разделе «Цели и задачи» значится: «Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации». Полагаю, что это ключевая задача обществоведческого образования. Более того для современного человека — это жизненно важные знания. Однако, возникает вопрос, как у выпускников 9-х классов сформировать приверженность к правовым принципам, если правовая сфера, Конституция РФ, политическая сфера (согласно данной концепции) изучаются только в 10 классе. Соответственно все выпускники основной школы не смогут получить важнейшие (базовые) знания для жизни в современном обществе. Согласно данной концепции обществознание будет преподаваться по линейному принципу. А значит у выпускников 9 класса не будет сформирована политическая и правовая культура, они не получат представления о ценности и значении законов, норм права, и,что самое важное, базового правового документа – Конституции России. Считаю, что это было бы ошибкой.
    Возникает еще одна проблема- сдача ЕГЭ. В нашем регионе (Волгоградская обл.) практически 80 % выпускников 11 классов сдают экзамен по обществознанию. Блоки «Социальные отношения», «Духовная сфера»(если их изучить в 7-8 кл.), конечно же, забудутся,а учитывая количество часов в непрофильных классах повторить данный материал- невозможно. Соответственно подготовка выпускников к ЕГЭ осложняется. При этом обществознание фактически стало обязательным предметом при поступлении в ВУЗы (кроме технических специальностей).

  • #462

    Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
    1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
    2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
    3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
    4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
    5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско — общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений

  • #460

    По моему мнению, уроки в 5-6 классах, проводимые 1 раз в неделю не имеют столь уж великого значения, о котором пишут коллеги выше. У детей 5 класса множество новых предметов, калейдоскоп новых учителей и большое количество школьных и внешкольных активностей. Шестиклассники тоже вряд ли готовы познавать предмет на уровне, необходимом для выполнения заданий уровня ОГЭ. От урока до урока они успевают благополучно забыть все идеи и понятия, полученные в ходе 45 минутного занятия. Мне кажется более эффективным передать эти часы на историю( в 5-6) или на изучение обществознания в 8-9 классах 2 часа в неделю.

  • #471

    Добрый день. Согласна с высказыванием Клюевой Екатерины о важности и необходимости предмета «Обществознание» с 5 класса.К сожалению, сейчас отменили урок обществознания в 5 классе, а ведь это очень благодатный возраст для «закладывания» основ патриотизма,понятий о «добре» и «зле» и тд.

  • #489

    Ягнова Ольга
    Участник

    Я также согласна с коллегами в том, что курс обществознания необходимо изучать с 5 класса. Получается перерыв в 1 год. Также я считаю необходимым увеличить количество часов на уроки обществознания в 8-9 классах, чтобы подготовиться к ОГЭ. Одного часа в неделю явно недостаточно. В 10-11 классах больше внимания уделять подготовке к ЕГЭ и наиболее сложным вопросам обществознания.

  • #503

    людмила
    Участник

    Современное образование и перемены, которые происходят в этой сфере, требуют новых современных подходов и новых умений от современного педагога. Именно от учителя зависит, каким будет наш современный выпускник. Предмет обществознания очень важен. Он реально связан с процессами, происходящими в нашей жизни. Будь это вопросы экономики ,политики права и т. д. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию. Новые стандарты образования должны обеспечить развитие личности. Необходим новый подход, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Уроки обществознания имеют широкие возможности для реализации УУД. Овладение новыми умениями, технологиями, методами, универсальными учебными действиями, компетентностями должны помочь вводимые в школе новые стандарты образования.

  • #505

    Хотелось бы побольше часов, хотя бы в 8-9 классах, т. к. идёт подготовка к ОГЭ, много учащихся выбирает экзамен для сдачи в 9 классе, а времени для подготовки недостаточно.

  • #537

    В соответствии с современными реалиями необходимо уделять особое внимание умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельному автономному существованию после школы.Зачастую учащиеся не знают своих прав и не могут применять их на практике во взрослой жизни. поэтому в курсе обществознания необходимо уделять особое внимание правовому воспитанию.

  • #536

    Начиная с 9 класса необходимо сделать курс обществознания более практико-ориентированным. Задача курса — это не только формирование теоретической базы для сдачи ЕГЭ, но и подготовка учащегося к «взрослой» жизни в обществе. Так, желательно включение в курс обществознания решения правовых задач, составления простейших гражданско-правовых договоров, изучения прав потребителей и т.д.

  • #511

    Курина Людмила
    Участник

    Сегодня обществознание сдают большое количество учащихся, а часов на изучение предмета очень мало. Необходимо вводить самое малое 2 часа с 8 класса, а в 10-11 классах 3 часа. Результаты экзамена по обществознанию последних лет показывают, что этот предмет с каждым годом становится сложнее и сложнее. Блоки «Социальные отношения», «Духовная сфера» к 10 классу забудутся,а учитывая, что большинство классов не являются профильными, повторить данный материал- невозможно. Соответственно подготовка выпускников к ЕГЭ осложняется. При этом обществознание фактически стало тем предметом, который сдают в большинстве ВУЗов. А, времени для подготовки очень мало.

  • #532

    Я считаю, что переходить на линейную систему нецелесообразно. Обществознание нужно начинать изучать с 5 класса. Потому что в начальной школе у них было свое «маленькое» общество. А с 5 класса дети вступили в новую среду «большого общества». Это предмет позволит им начать взрослеть. Еще соглашусь с вышесказанными высказываниями, что нужно углубить изучение обществознания в старшей школе. не смотря на сложность предмета, ученики все чаще выбирают обществознание для сдачи ЕГЭ.

  • #533

    Сычева Ирина
    Участник

    Первостепенной целью изучения и преподавания обществознания в образовательной организации является становление и формирование личности обучающегося, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
    А именно в 5 классе, когда дети начинают осознавать себя старшеклассниками, и происходит становление и формирование личности обучающегося. А в 7 классе личность в основном уже сформировалась, и учитель обществознания может только корректировать ее.
    Считаю, что именно в 5 классе необходимо вводить уроки обществознания.
    Также не вижу необходимости в переходе с концентрической системы преподавания на линейную систему. Считаю, что это приведет к спаду знаний по предмету у обучающихся.

  • #531

    Грибова Елена
    Участник

    Грибова Елена, г.Волгоград
    Интерес к информации о разных сторонах жизни общества необходимо прививать постепенно. поэтому было бы целесообразно вести курс «Обществознание» с 5 или 6 класса.
    На мой взгляд, информация из правовой и политической сфер в 9 классе должна присутствовать. Некоторые виды юридической ответственности наступают с 16 лет, определенным набором прав подростки обладают с 14,16 лет. Поэтому подростки должны владеть хотя бы минимальной информацией из области «право», понимать и объяснять политические процессы. Согласна с коллегами, что было бы плюсом увеличение часов на преподавание обществознания в 8 — 9 кл. или 9 кл.

  • #530

    Трудно переоценить значение курса «Обществознание», он является одним из важнейших и для общества и для государства, поскольку формирует множество гражданских качеств. Полностью согласна с коллегами в том, что обществознание должно изучаться с 5 класса, а в 9 классе необходимо увеличить количество часов , так как 1 часа явно недостаточно для качественной подготовки детей к ОГЭ. Не могу не согласиться с тем, что должна быть единая система учебников, понятных детям, ведь некоторые учебники в старших классах написаны сухим, академическим языком, поэтому многие термины учащимся трудно понять. И, к сожалению, это влияет на уровень готовности ребят к итоговой аттестации.

  • #529

    Ерохина Галина
    Участник

    Почему с 7 класса, где остальные 5-6 класс, сколько часов на обществознание?? Опять 1 час, который всё обо всём. А почти все ученики выбирают при сдаче экзаменов по выбору предмет-обществознание.

  • #527

    Я думаю должны существовать определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Должны наблюдатся значительные изменения в наполнении УУД, должен возрасти уровень сложности действий. А одним из самых важных и непременных условий формирования УУД, на мой взгляд, на всех ступенях образования будет являться обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. И здесь ответственность возлагается на весь педагогический коллектив в целом.

  • #508

    Если ограничиться, согласно концепции, изучением социальной и духовной сферы в 7-8 классах,то обучающиеся будут иметь только поверхностные знания т.к. уровень интеллектуального развития детей и их возрастные особенности не позволять использовать понятийный аппарат курса на сложном, научном уровне. А реализация практикоориентированной направленности имеет смысл, поскольку в структуре урока мы систематически прибегаем к анализу конкретных ситуаций, методу кейс- технологий.

  • #507

    На мой взгляд, целесообразно сохранить концентрическую систему преподавания курса обществознание. При усложнившемся содержании учебника не всегда хватает времени для изучения материала в 9 классе, т.к. задания ОГЭ требуют значительного объема знаний и фактов из современного общества. При этом следовало бы увеличить количество часов в 10-11 классах, поскольку не достаточно времени на работу с источниками, текстами документов.

  • #509

    Обществознание обладает таким богатым набором разных знаний, что не может сравниться ни с одним другим школьным предметом. Оно часто становится необходимым связующим звеном в цепочке дисциплин, которые изучают дети, окрашивая теоретические знания практическими «цветными красками». Кроме того, обществознание решает множество важных вопросов. Оно направлено на ликвидацию не только правовой и экономической неграмотности у молодых людей, а также на социализацию школьников. Именно обществознание способствует воспитанию гражданского сознания, мировоззренческому определению подрастающего поколения и его интеграции в процессы общественного развития. Я считаю, что преподавание предмета в школе должно начинаться с 5 класса. Девятиклассники все чаще выбирают предмет для сдачи ОГЭ, один час в неделю – это очень мало. На повторение и закрепление времени нет. Каждый урок новая тема.

  • #552

    Наверное каждый учитель по своему предмету скажет, что необходимо увеличение часов. Но соглашусь с Петровой Людмилой, что предмет-обществознание он уникален и вбирает в себя огромное количество метапредметных связей, а так же обладает большим потенциалом к изучению всех сфер общества и очень часто совсем недостаточно 1 урока, чтобы дать полное представление и открыть все грани знаний на ту или иную тему.Я считаю, что существует острая необходимость увеличения часов по предмету-обществознание.

  • #554

    Хабаров Игорь
    Участник

    Я также согласен с мнением о том, что обществознание нужно преподавать с 5-6 класса. Специфика этого предмета в том, что он дает подросткам представление об окружающем обществе, правилах и нормах, принятых в нем, помогает школьникам пройти социализацию. Среди учащихся обществознание достаточно популярный предмет, многие выбирают его в качестве ОГЭ и ЕГЭ, поскольку уверены, что подготовка по общественным дисциплинам поможет им в дальнейшей учебе.Считаю необходимым введение дополнительного часа по курсу «Обществознание» в 9 классе именно по причине нехватки времени для изучения материала курса, а это сказывается на подготовке к экзамену.

  • #561

    Согласна с автором Концепции…, что теоретизация и наукообразие в преподавании обществознания снижает интерес к предмету у учащихся.Хотелось бы, чтобы учебники 10-11 классов по обществознанию были написаны более понятным для учеников языком.Необходимо вести предмет с 5 класса, сохраняя преемственность с Окружающим миром.

  • #572

    Предметной области «Обществознание» предстоит занять особое место в реализации ФГОС основного общего образования. Очевидно, что многие ключевые задачи, сформулированные в рамках ФГОС — формирование и развитие личности школьника, формирование российской гражданской идентичности,овладение учащимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России, духовно-нравственное развитие подрастающего поколения — могут эффективно решаться именно средствами исторического и обществоведческого образования.Образовательный стандарт второго поколения нацеливает общеобразовательную школу и педагогов на системно-деятельностный подход в образовании, на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике.

  • #570

    Поддерживаю своих коллег в том, что обществознание должно изучаться с 5 класса, но с учетом возрастных особенностей Соглашусь с тем, что должна быть единая система учебников базового и профильного уровня, термины и теоретический материал в учебниках разных авторов не всегда совпадают. Необходимо увеличить количество часов на уроки обществознания в 8-9 классах, чтобы подготовиться к ОГЭ. Одного часа в неделю явно недостаточно. В 10-11 классах необходимо предусматривать возможность подготовки к ЕГЭ и наиболее сложным вопросам обществознания тем, кому это необходимо.

  • #569

    Доронина Ирина
    Участник

    Согласна с коллегами, что необходимо сохранить преемственность курса «Обществознание» с курсом «Окружающий мир». Считаю целесообразным начать изучение основ финансовой грамотности в рамках предмета «Обществознание» с 5 класса.

  • #564

    Болдырева Анна
    Участник

    Полностью поддерживаю основные положения КОНЦЕПЦИИ преподавания обществознания в Российской Федерации по всем пунктам, НО не могу не согласиться с мнением коллег, что учебный предмет «обществознание» необходим с 5 — го класса. Можно поспорить каким содержанием его наполнить, но однозначно, что цели и задачи обозначенные в Концепции вряд ли смогут быть достигнуты, если изучение данного курса начнется с 7-класса. Кроме того нельзя забывать и о ФГОС основного общего образования и модели выпускника основной школы… Согласна с мнением коллег, что количество часов с 7(8) класса нужно увеличить, что нельзя «перебрасывать» модуль «Политическая система Российской Федерации» на 10 класс, он должен в той или иной мере присутствовать в 9 классе. И конечно не могу не упомянуть о необходимости создания единой адекватной (возрасту, Концепции, КИМам ЕГЭ и ОГЭ) линии учебников и учебных пособий.

  • #580

    Ералиева Алина
    Участник

    Я также считаю,что необходимо увеличение часов по курсу «обществознание»,особенно в 9 классе.34 часа обучения в год недостаточно для качественной подготовки обучаемого к ОГЭ. А ведь предмет очень популярен при сдаче Гос.экзаменов.Курс «обществознание», является одним из важнейших дисциплин для молодого поколения, для общества в целом,так как формирует и развивает множество навыков и умений,даёт базисное представление обо всех сферах жизнедеятельности человека,личные политические взгляды и предпочтения,подковывают финансовую и правовую грамотность,активную гражданскую позицию и т.д.

  • #579

    Алексеева Юлия
    Участник

    Я буду далеко не первой, сказав, что считаю целесообразным изучение обществознания в 5 классе, потому что сегодня дети не понимают «откуда вдруг» берется этот предмет гуманитарного цикла.К тому же очень сложно при 1 часе готовть детей к ОГЭ. Но в целом, наверное, пусть будет «линейка», так удобнее для детей, учителя,а 10-11 класс подходит а углубленном уровне для подготовки к ЕГЭ. Но, мне кажется, что все разделы обществознания все же должны быть упомянуты в курсе 5-9 класс. Я поддерживаю основные положени Концепции.

  • #583

    Демидова Елена
    Участник

    Полностью поддерживаю своих коллег в том, что курс «Обществознание» нужно изучать с 5 класса. Необходимо увеличить количество часов в 9 классе, т.к. 34 часа в год недостаточно для подготовки к сдаче ОГЭ.

  • #587

    Поддерживаю коллег в том , что курс обществознания нужно изучать с 5 класса,необходимо увеличить количество часов

  • #585

    После начальной школы пятиклассники приходят с сильной положительной мотивацией. Это самый благодатный период для усвоения ценностей общества, развития коммуникативных качеств,воспитания нравственных качеств,формирование самоопределения и самосознания. К сожалению, Концепция лишает этой возможности.В 7 классе ребёнок уже имеет свой небольшой жизненный опыт, порой негативный. Переделать человека, его мировосприятие,возможно, будет поздно,какие бы хорошие темы в учебнике не были. Я- за обществознание с 5 класса! Почему не учитываются возрастные психологические особенности ребёнка?

  • #608

    Я согласна с мнением коллег о необходимости изучения предмета «Обществознание» с 5 класса, чтобы сохранить преемственность знаний, полученных обучающимися при изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Обществознание — уникальный предмет, который сочетает в себе знания многих обществоведческих наук. Это делает его интересным и одновременно сложным для изучения. Знания,полученные на уроках обществознания,помогают детям адаптироваться в современном обществе и использовать их в повседневной жизни. Предмет «Обществознание» является самым востребованным при выборе экзамена выпускниками 9,11 классов. Более 90% выпускников выбирают данный предмет для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Обучение в старших классах должно осуществляться на профильном уровне. Необходима единая линия учебников и УМК, который соответствовал бы возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям, предъявляемых к предмету и обеспечивал возможность подготовки к ЕГЭ и ОГЭ на высоком уровне. С основными положениями концепции согласна.

  • #611

    Фролова Ольга
    Участник

    Поддерживаю коллег в вопросе преемственности курсов «Окружающего мира» и «Обществознания» в 5 классе. Ведь смысл не только в том, чтобы расширить круг знаний о важнейших социальных институтах (семья, школа), но и в умении взаимодействовать с ними, а это очень актуально, особенно в условиях повального увлечения гаджетами и прочими информационными новинками. Согласно ФГОСу ООО воспитываем патриотизм, нравственность, духовность, а собираемся отказаться от курса 6 класса, где основные темы «Нравственные основы жизни» и «Человек среди людей». Ознакомившись с комментариями, уважаемые коллеги, лишний раз убедилась, что и проблемы у нас одинаковые, и часов на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ не хватает, и конечно, профильные классы—это прекрасно, но сельские учителя, к сожалению, останутся без нагрузки и с соответствующей оплатой труда, что не может не печалить. А вам, мои дорогие, удачи, новых педагогических находок, талантливых учеников.

  • #643

    Екатерина Рыкова г. Волгоград Согласна полностью с коллегами которые заявляют, что курс «Обществознание» нужно вести с 5 класса. В начальной школе дети заканчивают курс «Окружающий мир», где знакомятся с азами обществознания. Поэтому его нужно продолжать дальше, чтобы сохранять преемственность. В школе все предметы направленны на знание, а на социализацию ребёнка не направлен ни один предмет.

  • #671

    Селиванов Иван
    Участник

    Тамбовская область. Согласен с коллегами. Обществознание один из ключевых предметов в школе. Это связано с тем, что именно в его курсе происходит становление школьника как гражданина своей страны. Поэтому предметный курс необходимо начинать с 5 класса. В связи с изменением проведения процедуры ОГЭ, нужно рассматривать увеличения количество часов на предмет, так как обществознание является наиболее часто сдается в качестве предмета по выбору.

  • #872

    Прамонова Оксана г. Волгоград
    Я согласна проблематикой изучения и преподавания обществознания. Особенно важным считаю, что не находит должного отражения возросшая межпредметность и практикоориентированность общественных наук, их нацеленность на решение актуальных проблем социального развития
    современных обществ. Действительно, содержание учебного предмета недостаточно структурировано. НО! Так как предмет этот очень важен, наверное, лучше сохранить концентрический подход к изучению обществознания, так основы предмета будут изучены уже к концу 9 класса. Модули, которые предлагает Концепция, в принципе, решают эту задачу. Но — первые 3 модуля созданы сквозь призму Конституции РФ. С одной стороны, это правильно, с другой — это однобокая подача информации. Существует приоритет формирования гражданина РФ, патриотичного, активно действующего в ущерб формирования всестороннего развитой личности, экономически, финансово подкованной. И лишь только в 4 — модуле, в 11 классе — этот пробел восполняется.
    Практичная направленность изучения предмета, думаю, буде, в основном, решаться, компетентностью, подготовленностью, заинтересованностью учителя.
    Изучение предмета с 5 класса — будет абсолютно не лишним, востребованным и вполне решаемым действием.

  • #796

    Я с интересом прочитала мнения коллег, но, к сожалению, не могу быть ль категорична в оценке необходимости начинать изучение с 5 класса. На мой взгляд уровень учебника 5 класса вполне подошел бы для проведения классных часов, а не перегружал бы учебную нагрузку. Но линейности быть не должно. Не будем забывать про ЕГЭ. При линейности дети к 11 классу к экзамену готовы не будут. Орел

  • #788

    На уроках обществознания школьники получают знания о морали и обществе,изучают закономерности общества, особенности общественного мышления, а также все тонкости взаимодействия человека и общества. Обществознание включает в себя основы нескольких гуманитарных наук ‐ политологии, социологии, экономики, философии и даже правоведения. Полученные знания помогут адаптироваться и понять сложную социальную среду, сформировать общее представление о социальной действительности. Поэтому целесообразно начать изучение обществознания с 6 класса и продолжать вплоть до выпускного 11 класса.(Тамбов, 2 группа)

  • #787

    Переход с концентрической системы на линейную создает новые проблемы. Например:
    «Базовый учебный курс Обществознания предназначен для изучения в 6-10 классах и
    включает 3 раздела:
    1. Человек и общество: основы конституционного строя РФ (6-7 класс)
    2. Гражданин России: права, возможности, ответственность (8-9 класс)
    3. Политическая система РФ (10 класс)» (выдержка из последней редакции, электронная ссылка — http://predmetconcept.ru/subject-form/social-studies)
    Вопрос 1: большинство учителей высказывались за непрерывность курса, основы которого закладываются еще в начальной школе, следовательно, логичнее предложить изучение его с 5 класса, а не с 6.
    Вопрос 2: каким образом детям в 9 классе сдавать ОГЭ? Ведь целый блок — стоит отметить , чрезвычайно важный блок! — они не изучали совсем.
    Основы конституционного строя действительно стоит изучать самыми первыми, чтобы дети понимали общество, в котором они живут, знали свои права и обязанности и пр., и эта идея хороша (правда, не нова), но изучать политическую систему лишь с 10 класса представляется не самым лучшим решением.
    Обществознание имеет «исключительно важное образовательное и воспитательное значение» — оно всегда его имело. Так как обществознание включает в себя курс правоведения, социологии, политологии, экономики, и даже философии, то и главнейшими задачами курса являются воспитательные, идущие в неразрывной связке с образовательными задачами.
    Не могу стопроцентно согласиться, что «предмет и учебные материалы являются преимущественно информационными, а не практикоориентированными и не воспитательными». Теоретическая база играет роль фундамента, без которого что-либо построить нельзя, но изучение, допустим, экономических понятий (прибыль, выручка, издержки и т.д.) невозможно без обращения к проектам практического назначения, правовые нормы, политические термины и пр. всегда подаются с конкретными примерами, объяснениями их значения в жизни человека и пр. Дети часто сами используют полученную базу знаний и умений для выполнения определенных заданий, проектов и т.д. (например, составление семейного бюджета, «открытие» собственного дела (на бумаге), принятие конституции класса, выборы школьного президента и т.д.). Что глобально изменится в новых учебниках именно со стороны ориентации материала на практику? Сомневаюсь, что многое.
    Еще запал в душу один момент: «В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров». Звучит, конечно, интересно. Мол, будем растить детей справедливыми, честными и т.д. (хотя это и так прописано в любом учебнике 5-8 класса). Но подобное звучание все-таки вызывает некоторое душевное сомнение: это мы будем вдалбливать детям «правила жизни», говорить, что и как им думать? Какие граждане подразумеваются под теми, которые «недостаточно сознательно принимают решения», и как это «недостаточно сознательно»? Разве не воспитание ЛИЧНОСТИ, имеющий свои взгляды и свою точку зрения и способной их отстаивать, не смотря на давление общества (простейший пример: «все курят – а я считаю вредно и не буду поддаваться на провокации одноклассников\приятелей\соседей и т.д.»), является основной воспитательной целью любого педагога?

  • #879

    Сушко Галина
    Участник

    Волгоград. Полностью поддерживаю предыдущих участников форума, и хотелось бы выразить свое мнение по поводу содержания курса.Я согласна с мнением коллег о необходимости изучения предмета «Обществознание» с 5 класса, чтобы сохранить преемственность знаний, полученных обучающимися при изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе.Необходимо как можно быстрее перейти к единой системе учебников. Ведь сегодня получается так, что не только содержание, но и даже терминология в разных линиях учебников не всегда совпадает. Единство учебников особенно важно при сдаче ЕГЭ, ОГЭ.

  • #891

    Я согласна с мнением коллег о необходимости изучения предмета «Обществознание» с 5 класса, чтобы сохранить преемственность знаний, полученных обучающимися при изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе.Обществознание — это предмет, который является одним из важнейших на данный момент элементов «образовательных услуг», оказываемых в образовательных организациях. И в то же время обществознание — это предмет, оказывающий большое влияние на
    формирование российской идентичности, общегражданских навыков и компетенций.Обществознание является стержнем, вокруг которого формируется понимание российской идентичности, гражданского, культурного, образовательного пространства страны.Среди учащихся обществознание достаточно популярный предмет, многие выбирают его в качестве ОГЭ и ЕГЭ, поскольку уверены, что подготовка по общественным дисциплинам поможет им в дальнейшей учебе.Очень бы хотелось введение дополнительного часа по курсу «Обществознание» в 9 классе именно по причине нехватки времени для изучения материала курса, т. к. это потом сказывается на подготовке к экзамену.

  • #901

    Коллеги, добрый вечер. Не секрет, что предмет «Обществознание» один из самых популярных среди выбираемых выпускниками. Ежегодно мой предмет сдают более 30 выпускников 9-х классов и 20-ти 11-х классов. Возникают проблемы с подготовкой к итоговой аттестации по обществознанию, так как в 9 классе предусмотрен 1 час в неделю. Считаю, что просто необходимо вводить предмет с 5-го класса и увеличить количество часов в 9 классе как минимум вдвое.

  • #535

    Умарова Зинеп
    Участник

    Предметная область «Обществознание» представляет собой комплекс знаний,
    отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение
    человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений, раскрытие,
    интерпретация, оценка знаний о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов
    на жизнь каждого человека базируются на результатах исследований, научном аппарате
    комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология,
    культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая
    комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность
    изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный
    характер обществознания.

  • #571

    Предметная область обществознание занимает очень важное место в системе знаний школьников о современном мире и играет довольно значимую роль в процессе социализации подрастающего поколения. Я согласна с коллегами, изучение этого предмета должно начинаться в 5 классе, чтобы не нарушать преемственность. А в 8-9 классах действительно необходимо увеличить количество часов для успешной подготовки ОГЭ.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.